Защита пострадавших от преступлений часто ложится на плечи самих жертв из-за несовершенства процессуального делопроизводства и законов, которые гарантируют помощь потерпевшим.

22 февраля отмечался международный день поддержки жертв преступлений. Существует множество фондов помощи и социальных программ для пострадавших. Однако, на практике людям приходится буквально бороться за право ознакомиться с материалами дела или вообще добиться возбуждения уголовного дела и получить статус пострадавшего.

Не обращались за помощью в полицию

Защита пострадавших

По статистике МВД в прошлом году на 4% зафиксировано преступлений меньше по сравнению с позапрошлым годом. Правда, это вовсе не говорит о снижении роста преступности из-за декриминализиции некоторых видов преступлений. Опрос ВЦИОМ показал, что почти половина пострадавших не обращались в правоохранительные органы, потому что считают, что те не способны им помочь.

В России ежегодно более 10 млн человек становятся пострадавшими от преступлений, притом половина из них не обращается в полицию, а пытается восстановить справедливость самостоятельно, вплоть до самосуда. Более 10% правонарушений совершаются теми, кто ранее был жертвой преступления.

Матвей Гончаров — исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших
Защита пострадавших
Защита пострадавших

Кто может помочь пострадавшим?

Защита пострадавших

В разных странах существует множество программ для поддержки жертв преступлений. От обычных слесарей, которые вставляют новые замки пострадавшим от краж, до программ психологической помощи жертвам сексуального насилия.

В Британии ведет деятельность «Схема помощи жертвам террористических актов, совершенных за рубежом» — из ее фонда идет выплата денежной компенсации жертвам терактов. Чтобы получить помощь адвоката, заполнить правильно заявление, получить услуги переводчика и обратиться в полицию, в Канаде можно обратиться в «Программу помощи потерпевшим». В Австралии также существует аналогичная организация. Люди могут получить юридическую помощь на всех стадиях судебного процесса, а также консультации психолога или запросить финансовую поддержку. В Европе организации 28 стран объединила Европейская ассоциация поддержки потерпевших.

В России существует Фонд поддержки пострадавших от преступлений.  В прошлом году председателя фонда Ольгу Костину избрали в исполнительный совет ассоциации. Фонд добился принятия 432-ФЗ о совершенствовании прав потерпевших в уголовном судопроизводстве – этот закон обеспечивает господдержку потерпевших и их близких, определяет принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и интересов, а также основы государственной политики в этой области. Сейчас фонд реализует проект «Безопасное долголетие», который направлен на правовую защиту и просвещение пенсионеров для снижения риска стать пострадавшими.

Проблемы потерпевших

Не принимают заявление

Защита пострадавших
Защита пострадавших

С чем же приходится сталкиваться потерпевшим? Однозначно существует множество недоработок в самом процессуальном делопроизводстве. Однако, его еще нужно начать. 17% опрошенных подтвердили, что их заявление вообще отказывались принимать сотрудники полиции, заявляя о бесполезности и нецелесообразности подачи заявления.

Не присылают уведомления

Защита пострадавших

Далее, конечно, идет нерадивая работа нашей почты, на которую всегда можно сослаться при отправке или неотправке судебных уведомлений. При этом, если ГПК, АПК, КАС и КоАП допускают отправку извещений только с использованием средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручения адресату (по факсу, заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой), в УПК порядок и способ уведомления не указан.

Когда заявитель не получает в срок ответ и обращается с жалобой в суд, сотрудники полиции заявляют, что отправляли письмо, но оно потерялось на почте. Поскольку письмо без номера отслеживания и уведомления о вручении найти сложно, а проверить факт его отправки невозможно, – рассказал Гончаров.

Аналогично в УПК не указаны порядок и сроки уведомления потерпевшего о приостановлении предварительного следствия (ст. 209 УПК), в связи с чем возникают те же проблемы. 

Эксперты сошлись во мнении, что нужно внести изменения в ст. 209 УПК, дополнив ее указанием на конкретный срок уведомления, либо изменить ведомственные акты. 

Все, что касается уведомлений о принятых процессуальных решениях, – это одна сплошная проблема. Я в своей практике еще ни разу своевременно не получал уведомлений о продлении сроков и о приостановлении следствия.

Андрей Тузов, старший юрист АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры

Не дают ознакомиться с материалами дела

Защита пострадавших

Материалы проверки сообщения о преступлении находятся у дознавателя или следователя. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Тем не менее на практике, заявители часто получают отказ в ознакомлении с материалами проверки.

Мотивируется это обычно тем, что может произойти раскрытие персональных данных. Сотрудники полиции также напоминают, что не обязаны давать объяснения по поводу дел, находящихся в делопроизводстве —ч. 5 ст. 30 закона о полиции.

Не ознакомившись с материалами, невозможно понять, насколько всесторонне проведена проверка, что нарушает права пострадавших.

Не принимают ходатайства

Защита пострадавших
Защита пострадавших

Снижает эффективность доследственной проверки и то, что потерпевший не может подавать ходатайства о каких-либо необходимых действиях в процессе проверки.

Права и процессуальный статус лица, сообщившего о преступлении, в УПК никак не урегулирован, что создаёт дополнительные трудности при формальном подходе правоохранительных органов. Для устранения этой проблемы нужно придать заявителю особый процессуальный статус и ввести его в гл. 15 УПК.

Максим Стрильченко, адвокат АБ S&K Вертикаль

Есть возможность, что ходатайство будет рассмотрено, как обращение граждан, по которому срок ответа 30-60 дней. Это позволяет дознавателям давать ответ в значительно более поздний срок.

Не возбуждают уголовное дело

Защита пострадавших
Защита пострадавших

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору, который должен проверить его законность (ч. 4 ст. 148 УПК). Однако УПК не устанавливает срок, в течение которого органы дознания и предварительного следствия обязаны предоставить прокурору материалы проверки по сообщению о преступлении. При этом только после поступления этих материалов прокурору последний должен принять по нему процессуальное решение (ч. 6 ст. 148 УПК). Соответственно, пока у прокурора нет материалов, срок для принятия решения не течет. «На практике прокурор начинает проверку законности принятого решения после получения жалобы от пострадавшего, которая не поступит, пока заявитель не получит копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Это нарушает основополагающие права граждан, закрепленные в ч. 2 ст. 24 и в ст. 53 Конституции, и препятствует обжалованию незаконных решений», – считает Гончаров. 

1,4-1,5 млн– столько решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом ежегодно признаются необоснованными и отменяются.    

По статистике Генпрокуратуры, подавляющая часть постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется самими прокурорами. «Обычно прокурор получает жалобу на незаконно вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, запрашивает материалы проверки, в течение пяти дней после их получения проверяет обжалуемое постановление и отменяет его в порядке надзора, а затем выносит постановление об отказе в удовлетворении жалобы, ведь обжалуемое постановление к этому моменту он уже отменил. В итоге незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор фактически не проверяет до поступления жалобы. После ее поступления прокурор признает жалобу необоснованной для улучшения показателей собственной работы», – рассказал Гончаров.

Не дают компенсацию

Защита пострадавших

Ст. 52 Конституции подразумевает гарантию на компенсацию причиненного ущерба. Компенсация, в свою очередь, не является безусловной обязанностью виновного и может быть выдана только при наличии обвинительного приговора. Потерпевший не получит компенсации, если виновный не установлен или скрывается от следствия.

Чтобы возместить причиненный имуществу вред, следователь (дознаватель) обязан принять меры по установлению имущества подозреваемого или обвиняемого (ст. 160.1 УПК). Соответственно, если вред причинен не имуществу, а здоровью, то следствие не обязано принимать меры к установлению и аресту имущества – это уже происходит в рамках гражданского процесса (ст. 44 УПК). Однако если следователь в максимально короткий срок не разыскал и не арестовал имущество подозреваемого (обвиняемого), к моменту заявления гражданского иска это имущество уже может быть продано.

Защита пострадавших подразумевает создание правовых механизмов для обеспечения реальной помощи и поддержки жертвам преступлений.

Правозащитники предлагают разработать государственный механизм возмещения потерпевшему вреда, закрепить методику определения стоимости человеческой жизни, виды и размеры государственной компенсации. Это позволит снизить социальную напряженность, поскольку обеспечит реальную поддержку пострадавших, повысит уровень доверия граждан к правоохранительным органам и судам, позволит ратифицировать ряд международных документов.

Мы предлагаем создать Национальный фонд поддержки потерпевших от преступлений, за счет средств которого и выплачивать компенсации, – заявил Гончаров.

Источник: право.ру

Картинки с сайта https://www.vecteezy.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *